15 июля 2009 года
Эдинбургский замок/ Дворец Холируд
В этот раз я разыскала ту маленькую комнатку в Эдинбургском замке, где Мария Стюарт родила Джеймса VI. В ней есть окно и простой деревянный стул, это практически все убранство этой комнаты, размер которой незначительно превышает размеры стандартного современного туалета.
Не меньше четверти часа я провела в Комнате Короны рядом с королевскими регалиями Шотландии и, что даже более важно, рядом с Камнем Судьбы. В этом году охраны в самой комнате нет, стоит только один служитель замка, поэтому атмосфера более непринужденная, чем в прошлом году. Наговорившись с этим самым служителем, кстати, он почему-то считает, что Камень Судьбы – предмет чисто шотландский, не имеющий отношения к Ирландии, хотя мне известно об обратном.
Согласно Т. Роллестону, Лиа Фаль, вывезенный в Шотландию для коронации Фергуса мак Эрка, был назван Скунским камнем.
Из ирландского предания «Битва при Маг Туиред»:
«Из Фалиаса принесли они Лиа Фаль, что был потом в Таре. Вскрикивал он под каждым королем, кому суждено было править Ирландией».
Лиа Фаль - речь идет о знаменитом камне (название связано со значениями "светлый", "сверкающий", а также "изобилие", "знание" и пр.), по преданию, находившемся в Таре, королевской резиденции правителей Ирландии и одном из двух важнейших сакральных центров страны. Сама Ирландия (которую этот камень, несомненно, символизировал) нередко называлась Долина Фаль или просто Фаль.
Когда пришла пора уходить и присоединиться к нашей группе, я с глубоким сожалением отошла от него и, низко ему поклонившись, двинулась к выходу из замка.
Вообще на всей территории Эдинбургского замка более всего меня привлекает именно Королевская башня, а в ней самой – Камень Судьбы.
1365 – памятник ведьмам, сожженным на площади перед Эдинбургским замком.
1366, 1372, 1373 -1376 – на Королевской Миле.
Итак, наша группа вместе с нашим незадачливым гидом двинулась вниз по Королевской Миле от Эдинбургского замка к дворцу Холируд, в котором также проживали шотландские короли с тех пор, как жизнь стала менее опасной, и они смогли предпочесть безопасность открытого всем ветрам Эдинбургского замка удобству и покою дворца Холируд.
Открытка с Холируд.
1367 – год назад волынщикам запретили играть на Королевской Миле из-за многочисленных жалоб местных жителей. Этот волынщик играл нечто очень пасторальное и не вполне типичное для волынки.
1369 – собор св. Жиля на Королевской Миле. Уцелел во время Реформации благодаря тому, что его облюбовал для своих проповедей Джон Нокс.
Мы заходили в собор св. Жиля, чтобы посмотреть убранство Часовни Ордена Чертополоха, пристроенной к нему в начале 20 века (плата за посещение этой часовни 2 ф., вход в сам собор – бесплатный, хотя от посетителей ожидают скромного пожертвования в 1 фунт, но это по желанию).
Рядом с собором св. Жиля наш гид изрек одну из немногих полезных вещей за все время нашего тура. После того, как мы вышли из собора, она сообщила нам, что в этом соборе находится могила Джеймса Монтроза, который поддержал законного короля Карла I и был казнен спустя год после смерти своего сюзерена. Поначалу меня крайне удивило сообщение гида, поскольку я четко помнила, что после того, как остатки войска Монтроза были разбиты, а взятый в Англии в плен король велел своим сторонникам сложить оружие, Джеймс Монтроз бежал в Норвегию. Оказалось, что этот несчастный, будучи безгранично предан династии Стюартов, вернулся через год, чтобы возглавить восстание в поддержку Карла II, сына казненного короля. К сожалению, в тот момент инициативу не поддержали. Монтроз был схвачен и казнен в 1650 году. А через год одумавшиеся шотландцы короновали Карла II. Тем не менее из-за собственной нерешительности и др. они лишились одного из немногих полководцев, который мог бы на равных сражаться с мерзавцем Кромвелем.
При первом известии о насильственной смерти Монтроза меня мучил лишь один вопрос: «Зачем он вернулся?». И я вскоре нашла на него ответ: он вернулся, чтобы сражаться за сына Карла I.
1371 – это место для плевков неподалеку от собора св. Жиля. Рядом с этим местом находилась тюрьма; те, кто из нее выходил, плевали на это место, чтобы больше не попасть в эту тюрьму. Постепенно сложилась традиция плевать на это место, чтобы обрести удачу.
1377 – пока мы шли по Королевской Миле, я развлекалась фотоохотой на круживших в небе чаек.
1378 – вход во дворец Холируд
По дворцу Холируд мы традиционно ходим без гида, зато с русским аудио-гидом. В этот раз я заприметила там памятный стул, посвященный Роберту Бернсу. Стул этот заказал один из Георгов, судя по всему, Георг III. Мне понадобилось обратиться к служителям замка, чтобы выяснить эти подробности. Также я видела портрет Карла I, который вы видите на этой открытке. То, что сейчас висит во дворце Холируд сделано на более темном фоне. Я очень удивилась, почему портрет так отличается от открытки. Служитель замка удивил меня еще сильнее, сообщив, что во дворце сейчас висит копия портрета, а оригинал временно увезли в Америку.
Во дворце имеется также длинная просторная зала, в которой давал бал еще Карл Эдуард Стюарт, более известный как Красавчик Принц Чарли. В этой зале висят неаутентичные портреты его предков, они были заказаны просто для украшения залы, изображают шотландских королей с древности и до более современной эпохи, но на сходство с оригиналами не претендуют. Однако солдаты, подчинявшиеся Ганноверской династии, преследовавшие впоследствии несчастного принца, имели наглость исколоть штыками эти не менее несчастные портреты, так что их пришлось реставрировать.
Потом я добралась до самой излюбленной мной части дворца Холируд – покоев Марии Стюарт. В этот раз я хотела точно выяснить, откуда вошли в них убийцы Дэвида Риццо. В ее комнаты существует 2 входа. Основной вход, по которому сейчас ходят туристы, ведет через покои ее второго мужа – Генри Дарнли – по узкой винтовой лестнице, где с трудом может пройти одновременно один человек.
Убийство Дэвида Риццо состоялось 9 марта 1566 года на глазах Марии Стюарт, которая была на 6-м месяце беременности. Дэвид Риццо был секретарем Марии Стюарт и музыкантом. Между ними установились дружеские отношения, что не понравилось шотландским вельможам. Влияние, которое оказывал на королеву этот «презренный итальяшка» было им не по нутру. Тогда они возбудили в Генри Дарнли ревность к этому несчастному музыканту и сговорились убить секретаря Марии Стюарт.
В комнате Марии Стюарт стоит большая кровать под алым балдахином – самый заметный предмет обстановки. Когда входишь в ее первую комнату с этой самой кроватью, справа имеется вход в малюсенькую темную комнатку с тяжелой дубовой мебелью. Почти всю эту комнату занимал стол со стульями и камин. Там поздним мартовским вечером ужинала королева Шотландии в окружении ближайших фрейлин и своего секретаря Дэвида Риццо. Как я уточнила у служительницы дворца, убийцы – шотландские дворяне во главе с пьяным Дарнли, потерявшим остатки рассудка от ревности, - пришли по этой самой узкой винтовой лестнице. Они вошли в спальню Марии, заглянули в комнатушку, где она ужинала. Насколько я могу судить, в этой скромной комнатке Дэвид Риццо осознал, что они пришли его убить. Они выволокли музыканта из крохотной комнатки, где тот ужинал с королевой, оторвали от юбок Марии, за которые он судорожно цеплялся в безумной надежде на спасение, и протащили по ее спальне дальше в гостиную комнату, нанося ему удары кинжалами. Пока один из них удерживал сопротивлявшуюся королеву, остальные убивали ее секретаря. Позднее Мария Стюарт нашла тело Дэвида Риццо в своей гостиной, слева, в узком проеме у окна, на его трупе было 56 ножевых ран. Справа в гостиной виднеется небольшая лесенка, которая ведет к двери, которая ныне закрыта, по крайней мере, для туристов. После посещения покоев Марии Стюарт они проходят по лестнице вниз к развалинам аббатства Холируд. Но я, как и в прошлый раз, задержалась в покоях Марии Стюарт.
Сейчас, когда я пишу эти строки на часах – 4.16 утра. После моего возвращения из Шотландии московская духота подействовала на меня угнетающе. Я почувствовала, что мне лучше работается над этим очерком и связанными с ним переводами после 22.00. Однако до такого времени я еще не засиживалась. Уже несколько дней по ночам я компоновала и переводила информацию по Эдинбургскому замку, и мне все время хотелось поскорее добраться до описания моих похождений в Холируде.
Быть может, духу Дэвида Риццо, где бы он ни был, будет приятно, что кто-то с сожалением вспомнит или прочитает о его убийстве. Видимо, поэтому я и не могу уйти спать, не дописав сего.
Служительница дворца, с которой я поначалу заговорила, сообщила мне, что иногда по ночам в спальне Марии Стюарт слышатся чьи-то шаги, быть может, шаги убийц Дэвида Риццо. Кто знает? Ее коллега, другой служитель, молодой парень лет 22, категорически не верит в сверхъестественное. Кроме того, та же служительница дворца сообщила мне о том, что клятые протестанты, вдохновляемые Джоном Ноксом, разгромили не только само аббатство Холируд, чьи величественные развалины можно увидеть и в наши дни, но и могилу короля Джеймса V (отца Марии Стюарт), находившуюся в аббатстве. Это сообщение возмутило меня настолько, что если бы в наши дни было известно, где располагается могила самого Джона Нокса, я бы не пожалела времени, чтобы сходить туда и плюнуть на нее. К сожалению, чертов фанатик был так предусмотрителен, что местонахождение его могилы неизвестно, - то ли на кладбище, относящемся к собору св. Жиля, то ли под самим собором св. Жиля. Только это меня и остановило, поскольку после известия о судьбе могилы Джеймса V меня просто трясло от едва сдерживаемой ярости.
Однако вернемся к судьбе несчастного музыканта. Я по-прежнему находилась в покоях Марии Стюарт, на месте его убийства. Как и в прошлом году, я долго ходила между комнаткой, где он ужинал, и нишей у окна, где нашли его тело, - словно гончая, взявшая след. Эти 2 места, связанные с давним убийством, почему-то обладали для меня неизъяснимой притягательностью. 7 лет назад мне случайно удалось почувствовать то место в комнате, где умер мой дедушка. Там ощущается что-то вроде сгустка плотной темной энергии. Мне говорили тогда, что это энергетика места смерти.
Почти инстинктивно я протянула руку в комнатку, где Дэвид Риццо узнал, что скоро умрет. Пройти туда нельзя, там натянута веревка. В этом году в глубине комнатки поместили чью-то кирасу. Позднее я несколько раз перепроверяла свои ощущения. Я почувствовала поток темной энергии, который шел через эту маленькую комнатку.
В том проеме у окна, где нашли тело Дэвида Риццо, справа внизу имеется табличка, сообщающая о его смерти, выше нее висит портрет убитого музыканта. Напротив этого портрета слева висит портрет Елизаветы I, который, по моему мнению, лишь усиливает отрицательную энергетику этого места. Я не знаю, какие памфлетисты рисовали этот портрет в старом стиле, с этой чудовищной зловещей ухмылкой, с которой королева смотрит на портрет Дэвида Риццо; но ощущения крайне неприятные.
Внизу на полу, где нашли убитого, странные разводы лака (?) образуют словно бы кровавое пятно.
Я протянула руку к месту, где нашли тело Дэвида Риццо, и ощутила поток темной энергии (я стала называть это dark energy), идущий снизу с пола вверх. Вскоре я почувствовала, что мою руку начинает «водить», и я теряю контроль над ситуацией, тогда я резко разорвала контакт и сделала шаг вперед к окну, чтобы отдышаться и прийти в себя.
Вечером пришлось достать из сумки пару моих любимых кремней, один из которых обладает свойством «чистить» от некротической энергии. Это понадобилось мне, чтобы ликвидировать «осадок» от исследования места смерти Дэвида Риццо.
продолжение описания этого дня следует